Рыбалка, рыболовные базы, рыболовные туры. Allfishing.ru - каталог рыболовных баз и турфирм.Рыболовные туры.
 Рыбалка, отдых, туризм в Карелии, на Ахтубе, на Волге, в подмосковье и т. д. Рыбалка в Астрахани, в дельте Волги.
рыболовные туры.репортажи и отчетыдобавить сайтрассказы о рыбалкерыбацкие новостибаннерообменная сетьреклама на сайте
Рыбалка на Allfishing.ru - каталоге рыболовных баз и турфирм. Рыболовные туры и рыбалка в Карелии, на Ахтубе, на нижней Волге, и в других регионах России.

Репортажи и отчёты

Рыбалка на треску, на Белом море.

Автор: Юрий Рыбаков (2004 г.).

Репортаж предоставлен турфирмой "КЕРЕТЬ-ТУР"   http://www.whitesea.ru

Когда я засобирался на морскую рыбалку у меня , как и у большинства жителей мегаполисов представление о ней было довольно приблизительное, в основном сложившееся по программам канала Discavery о незабываемых приключениях Рекса Хантера. Но голубые марлины и мерроу слишком далеко и дорого, хотелось чего - то более демократичного в плане цены и в то же время , по моему мнению ,хотя бы отдаленно напоминающего морское сафари. Выбор морей омывающих нашу родину был не очень велик. Дальневосточный вариант я отложил до будущих времен, все-таки длительный перелет на самолете не по мне. На Черном море слишком много отдыхающих, не знаю ловится ли там что-нибудь кроме купальщиков. Каспий – большое озеро. На Балтике в проливах Скагеррак ,говорят, затоплено химическое оружие. На побережье Северного-Ледовитого океана просто холодно. Остался небольшой выбор – Белое море. Как говорили мои друзья путешествующие на катамаранах - летом тепло, хоть и маленькое , но море, ехать от Москвы на поезде всего сутки, природа изумительная, треска клюет отменно, из больших городов на побережье только Архангельск. Просканировал сеть – предложений по рыбалке на Белом море не много, в основном предлагают Карельские озера, да реки Кольского полуострова , посчитал, эти предложения не влезали в мой бюджет. Но мечта о морском сафари не покидала меня.

Случайно нашел предложение от одной из фирм расположенных на самом Севере Карелии, посмотрел сайт, позвонил… Кажется решил приехать…

Не знаю, что меня подкупило, может то, что разговаривал я по телефону непосредственно с менеджером, который сам заядлый рыбак. Мне обстоятельно разьяснили сроки лова, что я смогу реально поймать, когда и что с собой взять на рыбалку, снасти, какие будут транспортные средства, питание и много таких мелочей ,о которых я да же понятия не имел. Сам того не заметив я выбрал вариант морской рыбалки с борта яхты. Да , Да…Именно с настоящей парусной яхты, никогда бы не подумал , что у самого Полярного круга, еще бывают яхт-клубы. Вот только что бы парусный поход был более демократичным по цене (Цена на фрахт судна это константа и не зависит от того один человек арендует яхту или нас будет четверо – соответственно вчетвером окажется дешевле в 4 раза ) мне порекомендовали набрать в команду из трех - четырех таких же как я фанатов рыбной ловли. Обзвонил знакомых, один, как раз был яхтсменом, ходит по Клязьминскому водохранилищу на своей яхте, другой заядлый сплавщик по рекам на рафтах, много раз был в Карелии , но никогда до самого моря не доходил, третий настоящий компьютерный гений – дальше Садового кольца выходил только на просторы Internet (рыбак теоретик), чтобы разбавить мужской коллектив взяли с собой школьную подругу авантюристку, которой было все равно куда ехать лишь бы грибов и ягод было много. В соответствии с увлечениями дали себе походные клички : Я – Фишер, Алексей – мой однокашник яхтсмен – Сейлор, Дмитрий - водоплавающий друг – Рафтер, Компьютерный гений Александр – Кнопка, Катя- авантюристка – Киса.

Итак сборы начались.

Так как Рыбак с большой буквы , только я, то и забота о снаряжении экспедиции легла на мои плечи.

В рыболовном магазине на мою реплику – еду на рыбалку на север Карелии , да еще и на Белое море меня просто забросали кучей сомнительного (по моему мнению) назначения снастей. Тут были пилкеры , пунды, Костмастеры, тролинговые системы, силиконовые черви всех цветов , джиги необычайной формы, поролоновые рыбки и даже здоровенный воблер 25 см в длину с большими удивленными глазами, куча всяческих колебалок, колец, крючков, карабинов, поводков, так же мне порекомендовали огромный ящик для всего этого хозяйства с немыслимым количеством очень удобных коробочек, лески, спиннинги, катушки, мультипликаторы, приспособление для безболезненного (для рыболова) вытаскивания крючка из пасти добычи, ножи и даже складную скамеечку, что бы было удобно сидя на берегу чистить добытую рыбу. Как говорят купился на маркетинг. Купил и здоровенный ящик и всех приманок понемногу, две катушки Shimano 4000, мультипликатор, финский филейный нож, спиннинги углепласт от Abu Garsia, на всякий случай спиннинг бортовой с Невской катушкой короткий (как рекомендовали на Севере Карелии), лески и даже скамеечку – ее настойчиво предлагали мне купить в магазине, но когда увидели , что я затарился на довольно крупную сумму просто подарили. Еще я приобрел спальный мешок, навигатор GPS, разгрузочный жилет, болотные сапоги (на случай если захочу походить по прибрежным речкам), кучу антикомариных снадобий, небольшую коптилку для рыбы, плащ, цифровую фотокамеру и много всяких полезных мелочей. Короче говоря послушал я не рекомендации Северной принимающей стороны, к кому я еду на рыбалку, а то что мне присоветовал продавец магазина и наш компьютерный рыболов Кнопка. А так как 20-го августа открывается охота, то я взял еще и ружье с несколькими пачками патронов. В итоге только у меня оказалось снаряжения и вещей так это килограмм пятьдесят. И примерно столько же у остальных. Не считая алкоголя который мы не посчитали зазорным взять с собой. Киса потащила еще автомобильный 12-ти вольтовый DVD проигрыватель. Зачем ??? По моему мнению самым подготовленным оказался Рафтер – его загрузка потянула всего килограмм на 25 – сказывается опыт туристических походов.

Ночью 18-го августа мы все-таки погрузили наш скарб в поезд, за окном замелькали столбы и в 3 часа ночи 20-го мы были уже на железно-дорожной станции Чупа. Железнодорожная станция Чупа зрелище унылое из унылых, а до пристани еще 4 км.

Слава аллаху нас встречает автомобиль УАЗ и капитан яхты с которым мы отправимся покорять Полярные моря. Через 15 минут мы уже на причале яхт-клуба. Смею вас заверить что в конце августа по ночам в приполярье уже темнеет поэтому в следующий поход обязательно возьму налобный фонарь.

Познакомились с экипажем. Погрузились на яхту, разложили вещи – все показалось тесным и загроможденным. Капитан как то интеллигентно , но в то же бесцеремонно переложил наши пожитки по рундукам, оставив только то, что по его мнению для нас является наиболее необходимым , и прочитал брифинг по безопасности нахождения на борту. В кают-компании стало сразу просторней. Никогда не думал , что при нахождении на яхте действует столько пунктов НЕЛЬЗЯ, в ознакомлении с которыми мы и расписались в особом журнале. Оформление документов на отход (страховка, судовая роль и т.д.) заняло еще час, за это время юнга сделал нехитрый завтрак. Яхта как и было обещано была заправлена продуктами из расчета на нас пятерых и двух членов экипажа, водой, топливом. Тихо прогреваясь на транце, тарахтел мотор Mercury. С рассветом мы отошли от причала яхт-клуба. День был солнечный, но было еще прохладно. Отойдя от пристани поставили паруса. Первое место которое мы посетили была биологическая станция Картеш, где нам показали небольшой музей и рассказали о беломорском биоразнообразии. Мне все не терпелось опустить снасти в воду. И вот где-то часа в три, мы встали на якорь у скалы с непонятным названием Шавруха. Капитан с укором и скрытой улыбкой осмотрел наши рыболовные снасти, и … полез в рундук за лопатой…? Оказывается , чтоб ловить треску нужно добыть червя пескожила. Долго он не хранится и поэтому перед каждой рыбалкой его нужно копать. В отлив (самый малый уровень воды на море, когда обнажается литораль или по-поморски полива), съехав на лодке Кайман на берег, мы подошли к песчаной отмели, которая была просто как шангренева кожа покрыта “домиками”- пирамидками червей пескожилов. Штык лопаты нужно втыкать со стороны впадины у пирамидки, иначе пескожил просто уйдет в грунт поражая вас своей скоростью и изворотливостью. Копать лучше с ассистентом – один втыкает штык и очень быстро переворачивает грунт, другой так же быстро хватает червя руками (брр…) и бросает в банку, иначе он просто убежит, а яму заполнит вода и найти червя там уже не будет никакой возможности. Где-то за час мы накопали литровую банку червей и готовы уже были приступить к рыбалке. Но нас опять остановил капитан. Оказывается треска (как и любая другая рыба в море) клюет только на подъеме воды , когда прилив достигнет средней отметки можно выезжать на рыбалку, раньше абсолютно бесполезно. Но мое упрямство взяло верх и я с остервенением граничившем с безумием молотил всеми приобретенными в магазине снастями воды Белого моря, результат был нулевой. Тем временем Кнопка ,Сейлор, Рафтер и Киса отправились с юнгой смотреть саамский лабиринт, которому якобы 2000 лет. Потом и я сходил на него посмотреть – зрелище сюрреальное. На покрытой тундровой растительностью островке находятся каменные спирали метров 15 в диаметре. аккуратно выложенные из галечника, покрытого столетними лишайниками., там же рядышком старинный поморский крест – обозначавший рыболовную тоню (места хорошей рыбалки), которому лет 200 не меньше.

Тем временем капитан подозвал меня, совсем отчаявшегося поймать эту заколдованную треску, и сев ко мне в лодку подгребая к скале метров на 10 и поглядывая на часы , опуская якорь, заговорщически шепнул-“Сейчас начнется”. И началось. Кеп со своей нехитрой снастью , из короткого спиннинга и Невской катушки , где в качестве приманки обычная белая самодельная блесна отдаленно напоминающая “уралку” с крючком одинарником и подсаженным пескожилом, начал вытаскивать из воды трещинок одну за другой. Причем ловил он в отвес не забрасывая , как на донку. Все мои навороченные снасти треска со стойкостью генерала Карбышева игнорировала. Посмотрев, как я мучаюсь с длинным Shimano, Кеп быстро произвел ревизию моего ящика с приманками и выбрал 100 грамовую “Пунду”, с гигантского размера крюком? посадил ее на мой укороченный дубовый D.A.M. , привязал выше нее два поводка с селиконовыми имитациями каракатицы, и два с просто крючками с подсаженным пескожилом. Проинструктировал меня как ловить – опускаешь. ударяешь об дно, поднимаешь сантиметров на 50 ото дна и подергиваешь. Результат не заставил себя долго ждать, после второго подергивания передо мной на дне лодки трепыхалось две трещинки примерно по 800 граммов, естественно они клюнули на пескожила. Для чистоты эксперимента я подсадил пескожилов на “Пунду” и к каракатицам, стало клевать и на них, поклевки шли одна за другой. Примерно за час мы с Кепом наловили целый таз трески, брали ту что больше килограмма, остальную мелочь выпускали. Ближе к самой полной воде клев утих.

Вывод для себя я сделал следующий – треска клюет по расписанию, треска берет на червя лучше чем на что либо иное, что бы клевало на червя еще лучше нужен подблесок (блесна), конструкция из “Пунды” и поводков хороша, но сильно путается, с коротким спиннингом в лодке гораздо удобней чем с длинным, с яхты коротким спиннингом ловить вообще отлично , с длинным мука (цепляется за все подряд). На небольшой глубине(ловили мы на 8-12 метрах) много мелкой трески, крупной не попалось вообще.

Тем временем к окончанию нашего лова подтянулись и наши путешественники и мы устроили коллективный ужин, с совершенно обворожительной на вкус свежайшей треской. Да свежая рыба - это не чета магазинной по десять раз перемороженной.

Следующий переход через Кандалакшский заповедник к острову Черемшиха. Таких живописных островов я еще не встречал. Мы встали на якорь на 40 метровой глубине у 60-ти метрового обрыва прямо напротив расщелины буквально расколовшей остров пополам . Ловили прямо с борта яхты, так же после средней воды на прибыль. Здесь клевало пореже, но и экземпляры были покрупнее. Пару на 2.5 кг я ухитрился вытащить.

Дальше наш путь лежал на Соностров на котором нам были обещаны самые настоящие мидии. По пути я с помощью капитана настроил подобие тролинговой снасти. На короткий и жесткий D.A.M поставил свой обалденно дорогой мультипликатор, к нему привязал самую здоровую колебалку Костмастер и на поводке от нее пустил джигу с имитацией рыбки песчанки. Ветер был слабый, слушать тарахтение от мотора не хотелось и мы неторопливо шли в попутку со скоростью около 1-го узла. Эхолот показывал глубины более 100 метров, при заходе в Соностровскую салму (пролив по местному), глубины уменьшились до 20-ти метров , моя тролинговая снасть шла почти по поверхности. И тут вдруг… Резкий удар по снасти и треск тормоза вывели меня из умиротворенного оцепенения. Конечно много неудобств я доставил экипажу со своей рыболовной конструкцией, в узком проливе Кепу необходимо было управлять яхтой, а я мешался в кокпите борясь с неизвестным трофеем. Приложив известные усилия я вытащил на борт треску на 5.5 кг. Вот это монстр. Чем крупнее треска тем больше удельный вес ее составляет голова по отношению к туловищу. Можно сказать что поймал я “здоровую” голову. Этот успех обнадежил меня в плане того. что дорогие снасти оказались не совсем уж бесполезными, хотя Кеп сказал , что поклевка трески у самой поверхности явление редкое.

Вывод: блеснением на дорожку тоже берет, на средних глубинах и мористее треска крупнее.

Вот мы подошли на Соностров, здесь раньше была большая деревня, теперь только мидиевое хозяйство. Кеп организовал для нас небольшой домик на берегу и наша тесная компания разделилась на рыбаков. собирателей и путешественников. Здесь треска ловилась прямо со скал, с лодки, с яхты практически везде. Ее было настолько много, что клевало даже на селикон и голую блесну , но как и в остальных местах строго по расписанию. Возможно сказывается влияние заброшенной мидиевой фермы и обильной кормовой базы для рыбы, но треска преимущественно не крупная до 2-х кг. Попалось несколько зубаток – этакая Беломорская мурена. Зубами легко прокусывает кирзовый сапог.

Вывод: когда трески очень много и у нее начинается жор она клюет на все подряд, хотя все же более интенсивно на пескожила.

Ужин с пловом из свежих мидий и настоящая русская баня с последующим застольем выбили меня из рыбацкой колеи до следующего обеда. Киса насобирала огромное количество белых грибов и теперь с ненавистью смотрела на корзинку которую нужно было перечистить. Остальные участники разбрелись в лес кто с ружьем, кто с удочкой на речку форель – пеструшку ловить.

Я решил немного отдохнуть от моря и мы с Кепом отправились на Поповы озера, где я все же смог проверить свой Shimano и набор “Профессоров” и вертушек, щуки просто бросались на мои приманки. На закуску я даже на морских порогах на самого маленького “Профессора” умудрился поймать 1.5 килограммовую кумжу. Вообще интересное место морские пороги. Когда в море идет отлив вода из небольшого заливчика не успевает вытекать и уровень моря гораздо ниже уровня залива получается соленая река в сторону моря, когда же пошел прилив все наоборот, уровень моря поднимается гораздо быстрее чем заполняется залив и соленая река с порогами образуется в обратную сторону. Вот в этой струе и кормится морская кумжа. причем клюет как и треска строго по расписанию. Для кумжевой рыбалки даже наш Кеп вооружился настоящим Abu Garsia с легким тестом и взял с собой короб с блеснами Kusamo. Сдается мне, что у нашего Кепа подход к кумяжьей рыбалке спортивный, а к тресковой потребительский. Рафтер и Кнопка добыли достаточное количество форели-пеструшки, для пирогов процесс приготовления которых и поручили Кисе. Треска горячего копчения в большой построенной на берегу коптильне была так же изумительна. Кроме всего прочего ближе к закату Мы с Кепом сьездили на лодке и настреляли дичи. Сейлор целыми днями тренировался в гидрокостюме управлять виндсерфом который взяли в яхт-клубе. Жаль уезжать из этих дивных мест в каменные трущобы. В 2005 году обязательно повторю поход, тем более как сказал Кеп, это будет ходовой год по горбуше (она идет на нерест по нечетным годам) и будет ловится на спиннинг прямо в море, да попробую поймать семгу. Сейчас зима, ребята к которые меня принимали в Чупе сейчас построили рыболовную базу на озере Пажма ориентированную на зимнюю рыбалку гольца – палии, приглашают, хочу туда съездить в январе.

Выводы по походу.

Рыбалка отменная – то что хотелось.

1. Следовать рекомендациям по снастям и приманкам и снаряжению, которые дает менеджер. Иначе купите лишнее и повезете излишнюю тяжесть.

2. Компания должна быть дружной.

3. Теплые вещи брать в двух комплектах.

4. Скрупулезней подходите к вопросу о закупе продуктов на яхту, в море магазинов нет.

5. Не забывайте, что выход на яхте в спортивное плавание – это все – таки как и любая рыбалка спортивный туризм с элементами экстрима не переоценивайте свои возможности.

Если возникло желание поехать зайдите на www.whitesea.ru

Еженедельная рассылка
Рассказы о рыбалке

Рассылка
Рыбацкие новости

Редактор сайта: Владимир Туманов  tumanov@allfishing.ru

© 2002 - 2006г.
Allfishing.ru - каталог рыболовных баз и турфирм. Рыбалка и рыболовные туры. Лучшие рыболовные базы. Рыбалка в дельте Волги, на нижней Волге, на Ахтубе, отдых и рыбалка в Карелии, подмосковье и других регионах.
Охота, подводная охота и рыбалка в Астрахани, в дельте Волги от астраханской турфирмы Лесное. Собственные рыболовные базы, егерское сопровождение. Рыбалка в дельте Волги, рыболовные туры, охотничьи туры (охота на гуся, охота на уток, охота на кабана).